|
Сосновский Н.
Покидая
Вавилон налегке
Вавилон пал в 539 г. до Р.Х.
Добро восторжествовало. Жители возликовали.
Плененные иудеи смогли в очередной, но не в
последний раз вернуться домой, не почувствовав,
однако, значительных перемен к лучшему в своей
повседневной жизни. Так, чтобы всем и сразу стало
лучше, вообще не бывает — особенно в результате
одолений и потрясений. И тогда, видимо лет где-то
через 10-20 после падения Вавилона, родился один из
главных мифов человечества: миф о том, что
Вавилон-де вот-вот не сегодня-завтра падет,
рухнет, и тогда мы все заживем на славу,
обнявшись, как братья и сестры.
Миф доныне жив, регулярно рушатся очередные
Вавилоны, а тем временем павший Вавилон крепнет и
расползается по свету жирным пятном, — вот
вкратце суть и "основное противоречие"
современной эпохи. И всех других тоже.
Субкультура — это способ самочинно, не дожидаясь
его формального падения, удалиться из Вавилона,
создав вокруг себя и своих друзей иллюзорную
групповую реальность. Или свой собственный
Вавилон — это уже смотря какая субкультура.
Поэтому миф о Вавилоне субкультуре необходим,
хотя бы просто как олицетворение Великого Отказа
от немилых и постылых лживых ценностей
господствующей культуры. При этом, как и любой
миф, он, как это ни парадоксально, пытается
черпать силу в системности, категориальности,
теоретичности, рациональном обосновании и
выведении себя из самых разных респектабельных
философских и научных традиций прошлого.
Впрочем, вполне возможно, что это козни Вавилона,
и по-настоящему неопровержим лишь миф, отдающий
себе отчет в собственной мифологичности.
В большинстве западных (включая наши родные
"скифские") субкультур этот миф вошел в
интерпретации субкультуры растафари
(рэггей-раста, раста и т.п.), более других
приведшей его в систему. Причиной приязни многих
молодежных субкультур к субкультуре растафари и
ее идейному арсеналу было и то, что раста — одна
из немногих субкультур, которой заказано мирное
врастание в Вавилон, потому что ее носители — не
затосковавшие по лунному свету и чему-то
несбыточно красивому (в любом обличьи:
"Нигилист идеализирует безобразное",-
говорил Ф.Ницше, и это правильно) юные граждане
Вавилона, а дно, вавилонская лимита, у каждого из
них на лбу написано: "Чужой". Это не игра в
контркультуру на досуге, а отпетость всерьез и
бесповоротно.
Иными словами, для тех субкультур, которые
осознают себя контркультурой, растафари, как и
вообще "черная культура" выступает образцом
бескомпромиссности и отчаянной забубенности (1).
Ясно, что больше всех притягивать к растафари
должно тех, кто всех отпетее, бойчее и озорнее —
панков. Не зря в "основополагающей и
классической" работе Дика Хэбдиджа
"Субкультура: смысл стиля", из которой
бессовестно передираются целые куски каждым
вторым из пишущих о молодежной культуре, есть
глава "Панк-растафари", а Элвис панк-рока
Джонни Роттен называл свое творчество "белым
рэггей". У нас растафари тоже зачаровывает в
первую очередь "интеллектуальную верхушку"
панков — от Плюхи до Егора Летова (хотя
подлинный, самородный русский панк — это не
рефлексирующие смутьяны и доктринерствующие
баламуты-анархисты, а чумазая пэтэушная шпана, о
рэггей не слыхавшая). Летов, кстати, рассказывал,
какое ошеломляющее впечатление произвела на
него музыка рэггей, музыкальное выражение
растафари. Альбом бирмингемской группы "Steel
Pulse" "Handsworth Revolution" вызвал у Егора такие
чувства: "Нас унижают, нас мочат, нас попирают,
но все, что я есть, это: ВАВИЛОН ПАДЕТ
("КонтрКультУра", 1991,#3, с.18).
Тем не менее, у нас растафари остается очень
малоизвестной диковинкой, символом некоего
экзотического изыска, в отличие от Запада, на
молодежную культуру практически не повлиявшим.
То у Майка Науменко появятся загадочные песни с
перевранными названиями "Растафара" и
"Натти Дрэда", где Б.Г. исполняет партию
"голоса воина Джа", то у самого Б.Г.
проскочит: "Я возьму свое там, где я увижу свое,
Белый растафари, прозрачный цыган…" или "И
что с того, что я не вписан в ваш план, И даже с
того, что я не растаман". Но смысл всего этого
для широких масс околотусовочной общественности
остается туманным. Похоже, что Джа Растафари (не
считая чисто музыкального влияния рэггей,
например, на Гребенщикова или московский
"Кабинет") остается у нас примерно тем же,
что чахоточный румянец или нездоровая бледность
(бабушка моя гимназисткой нарочно для этого
уксус пила по утрам) для эпохи декадентов:
символом приобщенности к узкому кругу
субкультурной элиты, непонятной непосвященным
тонкостью. Похоже, прав был патриарх растафари
Рас Сэм Браун, сказавший на Международной
теократической ассамблее растафари (Кингстон,
июль 1983г.), что-де растафари победоносно шагает по
планете (следует перечисление стран и
континентов), и "единственное место, с которым
у нас нет покуда прямых связей, это страны за
Железным Занавесом". Далее, правда, крупнейший
мыслитель растафари добавляет, что это
неспроста, а по умыслу Джа Растафари: серпом и
молотом тот задумал сокрушить западный мир
(Вавилон то есть), а там и настанет эра Растафари
(2). Тут и Егор Летов бы не возразил!
Правда, настоящие растаманы (то есть
последователи растафари) и у нас не такая уж
невидаль, хотя и встречаются в основном лишь в
самых отдаленных закоулках родимого
андеграунда. Как и вообще растафари, в основном
это опять-таки влияние рэггей: группы
"Апокалипсис". "Остров", но в первую
очередь — "Комитет Охраны Тепла". О
последнем проникновенно написал С.Гурьев:
"…Это был, конечно, никакой не
"припанкованный рэггей"… Даже, собственно,
"рэггей" здесь не проходило как четкое
определение. Это был разве что совершенно
неоформленный, импульсивный реггей, даже просто
мечта о рэггей, причем мечта стоически осознанно
несбыточная. Если к тому же учесть, что рэггей и
все растаманство — это тоже мечта — ямайская
мечта о мифически обетованной Ефиопии,
возносящей рядового негра до абсолютного еврея,
то русский рэггей будет уже мифической мечтой о
мифической мечте.
Возможность рэггей в России почему-то исстари
отрицалась всеми от мала до велика, от Башлачева
до Зофара Хашимова. Дескать, если ты за Полярным
кругом играешь рэггей, так ты там в пальмовых
трусах и ходи. "А нам нужны ---------". Хотя
контекст может просто измениться, и условный
негр, околевающий на северном полюсе, окажется
круче живого негра на берегах Замбези…
"Черное на белом — кто-то был не
прав
Я
внеплановый сын
африканских трав
Я танцую рэггей на черном снегу
Моя тень на твоем берегу" (3).
Простив умнице Гурьеву употребление слова
"негр", для растамана оскорбительного, т.к. в
растафари оно означает примерно то же, что для
нас "совок", стоит подивиться точности
формулировки.
Однако, бескомпромиссность и максимализм — не
самое, пожалуй, главное достоинство
контркультуры. Так уж получается, что любой
нонконформистский стиль вначале порождает
модные штампы и пошлость грушницких (кто из
жлобов лермонтовской поры не ломал из себя
Байрона, не хулил бездушный свет, равнодушный к
терзаниям возвышенной души? — почитай-ка мемуары
Булгарина, очень назидательное чтение), а потом
разваливается на два новых (4) (хотя внешне вроде
бы сохраняющих все черты изначального стиля):
нонконформистский (условно назовем его роковым),
но уже какой-то более исступленный и надрывный, и
конформистский (условно назовем его попсовым —
кстати, с "делами 60-х" такой развал произошел
у нас на глазах, поэтому и понадобилось его как-то
словесно зафиксировать, еще в середине 60-х под
поп-культурой понимали то, что сейчас мы называем
роком в противовес "popular". Иначе говоря,
любая контркультура — а все великие перемены в
мироощущении рождались как контркультура, в том
числе и мировые религии — обречена на искажающий
изначальный порыв скудоумный ригоризм, либо на
пошлость, тиражирующие ее общие места. И нечего
сетовать и размазывать сопли по поводу
несбывшейся Великой Мечты нашей юности. Не
цинизм, а мудрость бытия состоит в том, что все
значительное и делающее наш мир лучше входит в
жизнь в виде пошлости. Иначе оно бы так и осталось
достоянием горстки умников, сокровенной
эзотерикой, не смогло бы войти в массовое
сознание (как говорил один пошляк, "овладеть
массами"). Совершая самоубийство,
контркультура оплодотворяет чахнущие ценности
"большого общества", делает его чуть-чуть, но
лучше — а в полном мере все равно бы не
получилось, но мы-то помним мудрый лозунг:
"Будьте реалистами — требуйте
невозможного". И тогда через поколение средний
обыватель невольно станет чуточку помягче, не
столь чопорным и зажатым, а вместо пижамы наденет
джинсы и мачку с Марком Боланом. Ты ЭТОГО хотел? А
чего тогда?
Так что субкультура контркультурного типа (фу ты,
Господи!) одновременно обречена и непобедима. В
землю обетованную он все равно не приведет, зато
Вавилон сделает немножечко на нее похожим.
Потому что Сион — миф, а Вавилон — реальность.
Поэтому самое интересное в растафари — вовсе не
ее якобы небывалый иммунитет супротив
коммерциализации, разжижения бунтарского запала
и т.д. — тут Лада Дэнс и Макси Прист соврать не
дадут, — а нечто иное. А именно: растафари — едва
ли не единственный опыт расовой контекстуальной
контркультуры, аналогичной "власти цветов",
но точнее соответствующей своей среде.Прежде,
чем рассказать, наконец, что же такое растафари и
кто такой неведомый нам Джа, злоупотреблю еще
немного терпением читателя и попытаюсь
объяснить, что я имею в виду.
Наверное, черный хиппи в Кингстоне или Абиджане
выглядел бы нелепо. абсурдно даже. Мы с вами,
правда, тоже не в Сан-Франциско выросли, хотя с
малолетства подражаем Джерри Гарсиа и Бобу
Дилану. У субкультуры вообще есть такое хитрое
свойство: сама она строится как инверсия норм и
ценностей Системы (не в нашем смысле, а в
нормальном, изначальном и всеобщем, где
Система=Вавилон=истэблишмент=мертвечина), но в
другой среде, где и Система другая, и ценности
иные, она неожиданно вновь выворачивает
ценностный набор наизнанку, превращаясь во
что-то совсем "не то". Особенно при
пересечении Железного Занавеса и Среднерусской
возвышенности. Блистательный телекрасавец В.
Молчанов как-то раз по-доброму отозвался о хиппи:
у него-де самого были друзья-хиппи, а вот теперь
они служат послами державы в разных странах.
Хиппи-мгимошник — явление чисто советское, вроде
несуразного зверя Тяни-Толкай из "Айболита".
По крайней мере, хиппи-госдеповцев вряд ли пруд
пруди, а ведь тамошний режим в плане
справок-объективок и характеристик-рекомендаций
в этом смысле помягче.
Очевидно, пора решиться трезво перетряхнуть
живописный антураж идеалистической нашей юности
и признаться самим себе, что на самом деле то, что
выдавалось 20 с лишним лет назад за хиппи, было
советской разновидностью мажоров, попперов и
хайлайфистов, забавой на досуге для младшего
поколения выездной советской номенклатуры. Не
последним делом при этом было подчеркнуть свою
особость и элитарность. В более же
ортодоксальном и последовательном варианте это
превратилось в "Систему". Здесь уже все было
всерьез, без параллельной карьеры в МИДе, но Боже
мой! — разве эта безрадостная, с тягомотным
надрывом угрюмая тусовка и есть тот беззаботный
дурашливый карнавал, праздник разноцветной
утопии? Как говаривал по похожему поводу старик
Шкловский, "прости, учитель… климат у нас
резко континентальный». Не Сан-Франциско и даже
не Христиания. Да и вычеркиваться из жизни
приходилось взаправду, а делать это беспечно и
радостно трудновато. Д. Судзуки сказал об
учившихся у него дзэну битниках: "Много
ребячливости, но мало детской
непосредственности". Здесь и с ребячливостью
случился облом. Как-то так получилось, что
слишком мало во всем этом оказалось
"хиппистской лапши" (меня когда-то это
словцо очень обидело, а подумать — может это и
неплохо — "лапша"?), мало блаженного
идиотского (в хорошем смысле слова) благодушия.
Зато много настороженности и задора (в очень
плохом смысле). романтизм наш зол и агрессивен …
Если классифицировать субкультуры по
неофрейдистски, то на крайнем полюсе жизнелюбия
окажутся хиппи, а на крайнем некрофильском —
панки. Несомненно, единственным способом
перехитрить репрессивную Господствующую
Культуру во все века был гедонистический
аскетизм (или аскетический гедонизм — как
угодно). Отсюда и длинная череда традиции,
ведущей к "власти цветов" через века и
народы. Простыми словами — это когда ты
наслаждаешься жизнью без того, чтобы подминать
ее под себя. Кайф исходит от любви, а не от
мертвечины.
Трагизм гедонистического аскетизма в условиях
резко континентального климата — в постоянной
необходимости обороняться. Он либо превращается
в простой гедонизм, которому надо еще много всего
сверх данного тебе природой безвозмездно, и
тогда жизнь превращается в крысиные гонки за
удовольствиями, ну, тут и кайфу конец, либо же
сползает к противоположному полюсу.
Это и в языке отразилось. Никто почти в
"Системе" себя хиппи не называет, но —
"системным пиплом". И правильно делает.
"Прекрасным народом" и "детьми цветов"
"Систему" тоже как-то язык не поворачивается
назвать. Что "власть цветов" мне милее —
дело личное, что тут спорить? Но что
"Система" и хиппи — вещи разные, готов
спорить долго. Если бы только это имело смысл. Вот
бы "дети цветов" 60-х удивились, что
альтернативная культура может называться
"Системой", а популярное место московской
тусовки — "Вавилоном". Да и слово
"хиппи" язык отторгает: "Хиппарь",
"Хиппак", "Хиппуешь"!, — все это больше
пристало герою Миши Шуфутинского и Вилли
Токарева, чем Мелани и Моррисона.
Иное дело панк. Он лишь по недоразумению возник в
Британии, идеальное же культурное пространство
обрел в индустриальных центрах Урала и Сибири.
Как тут и был. Кстати, он у нас долгую традицию
имеет, у нас юродство и кликушество недаром
святы. Типичным панком в быту и опричной
символике был Иван Грозный. Последующие тоже.
Метла и песья голова, шутовские свадьбы и ледовые
дворцы — всю дорогу с нами. Грозный даже эссе
свои подписывал соответственно: Парфений
Уродливый. Прямая дорога к Свину и Алексу
Оголтелому. Хотя Ivan the Terrible — тоже очень не слабо
звучит, не хуже, чем Johnny Rotten или Sid Vicious.
Скинов ("бритоголовых") мы тоже гопниками,
люберами и т.д. далеко обошли. Пожалуй,
единственной органичной и адекватной климату и
национальным традициям
гедонистически-аскетической субкультурой стали
у нас митьки. Но к митькам наша история тоже
сурова: все больше лже-митьки да лже-Дмитрии.
незлобливые митьки, говорят, были потрясены тем,
что в районе Зауралья у них появились
подражатели, облаченные в тельники и ватники,
обожающие портвейн и советские телесериалы,
называющие друг друга братками, но в остальном —
лютые гопники, не дающие никому спуску. Мне,
правда, тоже, если уж соединять в нечто родное
традиции и дух битничества и хиппи, джинсы и
Дженис Джоплин почему-то милее и роднее, чем
тельняшка и "дык, елы-палы". Может быть,
потому, что в эту лужу меня и так всю жизнь тыкала
за загривок чья-то настойчивая рука?
Есть такое богословское понятие:
«контекстуальная теология". Это попытки
(черная теология, теология освобождения,
африканская, феминистская и т.д.) переосмыслить и
интерпретировать Писание, исходя из своей
собственной, а не Августина или Фомы жизненной
ситуации, чтобы придать ему живой смысл и связь с
реалиями собственной жизни. Понятно, что для
жителя южноафриканского бантустана или Амазонии
они разные. Так вот, субкультура тоже должна быть
контекстуальной. Иначе она теряет смысл и может
превратиться в какую-то неожиданно другую.
РАСТАФАРИ как раз и есть способ воплотить
извечные цели "власти цветов»: Мир, Любовь,
Свобода, Естественность, Нестяжание, — в
контексте бытия черной диаспоры или
африканского горожанина. Таким образом, это во
многом аналог хиппи, но с поправкой на (тоже
довольно суровый) тропический климат. Солнце у
них там печет — немилосердно. Поэтому, наряду с
благодушием, нетерпимости в растафари тоже
много. В общем, все как у нас. Хотя полезно
посмотреть, как выбираются из Системы Вавилона
(Системы, опять же, не в нашем, а в повсеместно
принятом смысле) другие. Ведь выбираться каждому
приходится самому и на подручных средствах. У
Гэри Снайдера или Джерри Гарсиа немногому
научишься, если живешь в Луанде или
Новокраматорске.
Растафари — субкультура уникальная, ни одна
другая не претерпевала столько причудливых
метаморфоз .
Она и возникла вначале как синкретический
афро-христианский религиозный культ, потом едва
не превратилась в политическое движение и
идеологию, но все-таки выбралась на верный путь,
став субкультурой черной молодежи. А по краям ее
уже разъедает коррозия моды, броского стиля,
выхода в тираж. Так что все идет так, как на свете
и заведено.
Зародилось растафари (последователи обычно
называют его "движением", но чаще —
"культурой", для краткости — просто
"раста") в 1930 г. на Ямайке из гремучей смеси
афрохристианских и неоафриканских (т.е.
созданных черными рабами уже в Новом свете из
чисто африканских элементов, но в Африке не
встречающихся) культов сионских, апостольских,
ривайвалистских сект, движения за создание
автономных "эфиопских" ( в смысле
"африканских" — под этим именем Африка
упоминается в англиканском переводе Библии 1611 г.
— Библии Якова 1, церквей, ожидавших скорого
прихода Мессии и избавления черной расы в
тысячелетнем царстве справедливости, а также из
ходившей по рукам пропагандистской литературы
черного национализма, в популярной форме
рассказывавшей о том, что черная раса всех
древней, что она создала мировую цивилизацию и
вообще все сколь-нибудь ценное, а уж затем
злобные и хищные европейцы коварно поработили
отцов мировой культуры, а чтобы замести следы —
извратили и фальсифицировали историю, приписав
себе все величайшие достижения черной расы и
объявив великих черных мудрецов прошлого — от
Эзопа и Ганнибала до Платона и Архимеда — белыми.
Там же разъяснялось, что и древние иудеи (а стало
быть, и все положительные герои Ветхого Завета), и
Христос с апостолами тоже были не кем иными, как
африканцами — следовали хитроумные дедуктивные
доказательства .
Особо по вкусу бедолагам и горемыкам из трущоб
Кингстона пришлась проповедь Маркуса Гарви.
"Временный президент Африки в изгнании»,
наделавший перед тем большую кутерьму и много
шума в США своим движением "Назад в Африку",
был выслан по месту жительства за финансовые
непорядки, граничившие с мошенничеством, в
управлении пароходной компанией "Черная
звезда", специально созданной, чтобы перевезти
маявшихся в Новом Свете афроамериканцев на
историческую родину — единственное место, где
они, как учил Гарви, могли бы жить достойно. В
1927-1935 гг. Гарви жил на родном острове (родом он был
как раз с Ямайки) и регулярно выступал в парках и
клубах Кингстона. Пламенный оратор и великий
популяризатор ( по стилю и содержанию речей —
черный Жириновский) н столько поведал в лицах о
великом прошлом Африки и особой исторической
миссии черной расы, но и предрек, что вскоре в
Африке воцарится черный император, и тогда —
пора, это и будет знак Избавления. император
соберет вновь воедино рассеянную по свету черную
расу и настанет эпоха ее торжества и величия, как
было заведено в древности. Когда местные газеты
сообщили, что 2 ноября 1930 г. рас (князь) Тэфэри
Мэкконнен (или Рас Тафари — отсюда и название
"движения") короновался императором Эфиопии
под именем Хайле Селассие 1 (т.е. "Власть
Троицы), получив наследственный титул эфиопской
Соломоновой династии — предполагалось, что
династия пошла от царя Соломона и царицы Савской
— Царь Царей, Лев Иудейский, Избранный Богом свет
мира, Защитник веры из Дома Соломонова и проч., то
сведущим людям, помнившим пророчества Гарви и
Писание , не составило труда смекнуть, что тут к
чему.
Сразу три пророка — Хоуэлл, Данкли и Хибберт —
практически независимо друг от друга начали
проповедь божественности Раса Тафари, того
самого, о ком Иоанн Богослов говорил как о
сидящем на престоле Льве от корня Давидова,
который одолеет зло и снимет семь печатей со
священной Книги.
Самая колоритная фигура среди них — Леонард
Хоуэлл, человек тертый и бывалый, а заодно,
видимо, враль и мистификатор с харизматическим
даром. По его рассказам, он был "знатоком
африканского языка" и участником
англо-ашантийской войны 1896 г. ( если так, то
долголетие его поразительно: в 1980 г. он был еще
жив). В 1930 г. Хоуэлл опубликовал "Обетованный
ключ" — переложение для народного ума идей
черного национализма и мистических учений
мессианского толка, вычитанных им из самых
разных источников. Внимательно проштудировав
Библию, Хоуэлл и его соратники нашли в ней
десятки скрытых указаний на избранность черной
расы и африканское происхождение Писания .
Считалось, что Библия, первоначальный язык
которой — амхарский, государственный язык
Эфиопии, была умышленно искажена при переводе,
чтобы утаить правду о "превосходстве черной
расы". Но остались намеки, которые может
расшифровать вдумчивый читатель.
Хоуэллом была основана община в Пиннакле, в
лучшие годы доходившая до 1 600 человек —
"братии", позже появилось и другое название
— "растаман". Община дважды — в 1941 и 1954 гг. —
разгонялась полицией, сам Хоуэлл дважды сидел за
мошенничество ( так власти расценили продажу
портретов Хайле Селассие — "пропусков в
Африку"), за призывы к неподчинению любому
правительству, кроме эфиопского и пропаганду
"травы мудрости" — марихуаны — для очищения
сознания от "умственного рабства" западного
рационализма и глубокого проникновения в
мистическую суть вещей и событий.
Хоуэлл сформулировал основные положения
растафари, но под конец его "понесло": он
объявил себя живым богом Гангунгу Мараджем,
рангом немного пониже, чем Джа Растафари. В
результате братия от него отступилась, а сам он
помещен в сумасшедший дом.
В Пиннакле и других общинах братии (brethren and sistren,
I-dren на жаргоне расты) изучались амхарский язык и
история Африки. амхарский, видимо, изучался-таки
скверно, знатоки амхарского мне сказали, что
большинство "амхарских" фраз в песнях
рэггей смысла не имеют. Зато история изучалась на
совесть.
Вот фрагмент из сочинения видного мыслителя
растафари "Князя" Эдварда Эммануэля:
«Древние эфиопы происходят от атлантов. Эфиопами
были Адам и Ева. Египтяне тоже были эфиопами.
предки Иисуса Христа были эфиопами. В Писании
есть много доказательств тому, что древние иудеи
были чернокожими. Современные историки показали,
что в культуре и языке народов Африки до сих пор
сохранились остатки религии и языка древних
иудеев. В древние времена чернокожие эфиопы
правили миром, а белокожие варвары на Севере
ходили в шкурах и жили в пещерах ».
Здесь же сложились и основные представления
расты секстанского периода. пока в 60-е и 70-е в
"движение растафари" не пришли магистры и
доктора наук, доктрина разрабатывалась
колоритным типом интеллигента-босяка, самоучкой
превзошедшего все науки. Среди самых выдающихся
— Роберт Хидс, "Князь" Эдвард Эммануэль,
братки (Bra и Bro — обычная приставка, как и
"рас", к "растаманскому" имени,
бравшемуся взамен "рабского") Буста, Ватто,
Филипп, браток Соломон, мартиммо Планно ( он,
кстати, был первым гуру Боба Марли, позже
рассорившегося с ним и перешедшего в "12 колен
Израилевых" Пророка Гэда, а перед самой
смертью — в Эфиопскую православную церковь), рас
Сэм Браун, Рас Дэниэл Хартман и другие сермяжные
мыслители. новое поколение растаманов из
университетов лишь перевело все это в сферу
иносказания, культурной мифологии, поэтического
прозрения и т.д., подведя под них "научную
базу".
История и культура любого народа насквозь
придумана, досочинена и жива в основном мифами.
Растафари — уникально отважный опыт сочинения
себе комфортной реальности, новой истории,
религии и культуры взамен старых, осточертевших
и унизительных.
В растафари много разночтений в представлениях,
и братия очень терпима к свободомыслию и праву на
собственную концепцию, основные положения, на
которых сходились все общины, группы и
организации , следующие :
Хайле Селассие I- живой бог, очередное и последнее
— среди предыдущих были Моисей и Христос —
воплощение бога чернокожих Джа Растафари (Джа —
искаженное английское произношение имени
Иегова). Чернокожие — это библейские иудеи, белые
же евреи — самозванцы. За грехи Джа наказал свой
избранный народ 400-летним вавилонским пленением,
которое вот-вот должно закончиться, и тогда из
Вавилона черные иудеи вернутся на холм Сионский,
известный непосвященным как Аддис-Абеба. В
нужный момент Джа Растапфари пришлет корабли, а
поведет их Маркус Гарви — новое воплощение
Иоанна Крестителя. В ожидании репатриации
следовало морально к ней готовиться, так как
самая большая беда, постигшая черных иудеев в
неволе вавилонской — это утрата самобытности.
Раболепствующих перед западной культуров в
светлое будущее не возьмут. Поэтому надо
развивать в себе естественность в противовес
искусственности западной цивилизации,
мистическое восприятие в противовес
рассудочности, культивировать
"африканский" стиль жизни, кухню, одежду,
прически, имена, манеры …
Дальше,
ко второй части
Назад в Дом Лучиэнь |